Клод Моне: Вдохновение и Интуиция
Положи свою руку в мою и давай поможем
друг другу увидеть вещи в лучшем свете...
Клод Моне
Естественная независимость - закон цвета и света
"Моне - это просто глаз, но, Боже, что за глаз!" - именно так охарактеризовал великого художника и своего друга французский импрессионист Поль Сезанн. В годы жизни Клода Моне в искусстве и науке произошло формирование нового представления о цвете. В искусстве - это был период между романтической изобразительной традицией и абстрактным экспрессионизмом. В науке именно в это время были открыты физические законы, касающиеся света и цвета, и выяснены особенности восприятия цвета человеком.
Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Через пять лет его семья переехала в Гавр. Самостоятельно научившись рисовать, четырнадцатилетний Моне приобрел немалый опыт, рисуя карикатуры на самых знаменитых людей Гавра. Эти исполненные доброжелательного юмора первые работы, выполненные карандашом и углем, очень рано привлекли к Моне внимание жителей города. У молодого художника появляется "клиентура", каждый хочет получить свой карикатурный портрет, и Клод продает их по цене от десяти до двадцати франков. В этот период Моне занимается рисунком под руководством ученика легендарного Давида Жака-Франсуа Ошара, знакомится он и с творчеством пейзажиста Эжена Будена, отличающегося от своих современников тем, что пишет только на натуре. Поначалу Моне, как и многие другие жители города, критически относился к методу Будена, но, познакомившись с художником лично, присоединился к нему и тоже начал писать на пленэре - в результате природа заворожила живописца на всю жизнь.
В 1859 году Моне приехал в Париж, где познакомился с Писсарро. 1860 год, когда Моне был призван на военную службу в Алжир, он вспоминал, как период жизни, принесший с собой открытие новых красок и световых эффектов, что решительным образом повлияло на формирование его художественного восприятия. В 1862 году из-за болезни он вернулся в Гавр и снова стал писать виды побережья в компании Будена. Вскоре Моне вновь вернулся в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Его появление на пороге мастерской Глейра запомнили все: безукоризненно одетый, в сорочке с кружевными манжетами - щеголь, денди! И невдомек было, что в кармане у того ни сантима, да и сам он не инфант, не потомственный дворянин, а строптивый сын мелкого лавочника из Гавра. Все быстро привыкли к тому, что он заказывал платье у лучшего парижского портного и при этом никогда не платил, а когда портной заикался о деньгах, отвечал со снисходительным высокомерием: "Если вы настаиваете, мсье, я лишу Вас своих заказов".
Однако не экстравагантные манеры художника влекли к нему Базиля, Ренуара и Писсарро: Клод Моне был столь естественно независим, что невозможно было не восхищаться этим свойством юного провинциала.
Звуки импрессионизма в тишине
Моне говорил: "Я буду рисовать, даже если ослепну, как и Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим". Существует несколько технических приемов импрессионизма, которые использовал Моне, несмотря на неприятие условностей, ограничений и общепринятых правил. Первый аспект - палитра должна состоять из однородных цветов, чистых красок, импрессионисты старались использовать самые насыщенные красящие вещества, потому палитра должна была состоять из однородных цветов, чистых красок. Второй аспект - особенность смешивания красок на палитре и получение необычных оптических сочетаний. Следующий принцип гласил, что импрессионизм - это "метод вдохновения и интуиции", основанный на нежелании импрессионистов следовать строгим канонам академического искусства. И, наконец, особое значение имела манера импрессионистов делать мазки в виде запятой. Эти "запятые" можно увидеть на многих картинах Моне, но он пользовался самыми разнообразными способами наложения мазка и специально подбирал их так, чтобы они наилучшим образом соответствовали текстуре полотна. Он использовал пестрые разнообразные краски, чтобы передать на холсте эффект водной ряби или достоверно изобразить клубы дыма. Вспоминая период, когда они с Ренуаром рисовали вместе, Моне говорил: "С моих глаз будто сорвали завесу, и я понял, какой может быть живопись". Он нашел новую форму живописи - цветочную: Моне так любовно возделывал свой сад около дома, что тот стал похож на огромное полотно, где сочетания цветов изменялись не только в зависимости от времени суток, но и от течения времени. Он подвел в сад воду от реки, оборудовал пруд, развел в нем кувшинки и лилии.
В Париже, на самом краю сада Тюильри расположен музей "Оранжери". Если смотреть на него сверху, то он похож на восьмерку. В двух овальных залах, соединенных перемычкой, развешаны картины, изображающие пруд в Живерни, шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения природы в течение дня. Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стерлась грань между реализмом и абстрактным искусством. Но Моне никогда не думал о гранях, не видел их, для него их не существовало не только в живописи, но и в жизни.
Последний из могикан
Пройдет много лет, прежде чем Клод Моне сможет написать это письмо: "Сегодня более, чем когда-либо, я вижу, насколько противоестествен тот незаслуженный успех, который выпал на мою долю. Я всегда стремился достигнуть лучшего, но возраст и неудачи истощили мои силы. Не сомневаюсь, что вы найдете мои полотна совершенными. Я знаю, что, когда я их выставлю, они принесут мне большой успех, но мне это безразлично, поскольку сам я считаю их плохими... Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет. Я пристально смотрел на трагическое выражение лица, непроизвольно пытаясь установить последовательность, пропорции света и тени в красках, которые смерть наложила на неподвижное лицо. Оттенки голубого, желтого, серого, и я не знаю еще каких цветов. Я познал это". Долгая жизнь подходила к закату, художник ни в чем не нуждался и никого не хотел видеть. Впрочем, он и не смог бы увидеть никого из тех, кто был ему дорог, даже если бы захотел этого - все давно ушли, он остался последним...
Оттенки цветов жизни сменяются, но, меняясь, они наполняют светом мгновения, которые мы пытаемся запомнить, и обесцвечивают моменты, которые мы стараемся забыть. Его жизнь была заполнена яркими красками - яркими и естественными. И можно не сомневаться, что краски эти не потускнеют даже через сотни лет... Ведь это же Клод Моне!
Автор:Виктория Макеенко
21.05.2008 - http://talne-info.com
Рекомендовані публікації
- 23.05.2008
- Густав Климт: Цена Поцелуя
- 21.05.2008
- Клод Моне: Вдохновение и Интуиция
- 22.05.2008
- Альфонс Муха: Цветы и грезы Ар Нуво
- 21.05.2008
- Страсти по Хундертвассеру
Редагував та розмістив – Taurus © talne-info.com | 21.05.2008